Бабушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы надзор за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере осуществляется на постоянной основе.
Межрайонной прокуратурой обеспечены взаимодействие и обмен информацией с территориальными органами исполнительной власти – управами поднадзорных районов и специализированными организациями о состоянии законности в жилищно-коммунальной сфере.
Из управляющих организаций и управ районов ежемесячно предоставляется информация об отключении и ограничении подачи электроэнергии, водоснабжения в жилые дома и социально-бытовые учреждения районов с указанием даты и времени отключения, адреса, причин отключения, наименования организаций, проводивших восстановительные работы, и принятых ими мер. Межрайонной прокуратурой анализируется представляемая информация, при необходимости проводятся проверки по фактам отключения подачи электроэнергии, водоснабжения.
Мониторинг ситуации и практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что нарушения закона в данной области продолжают оставаться многочисленными.
Прокурорскими проверками в 2017 году выявлено 13 нарушений, в 1 квартале 2018 года – 4 нарушения. По всем фактам приняты меры прокурорского реагирования.
Распространенный характер носят нарушения при ограничении гражданам предоставления коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Так, в 2017 году межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению гражданина о нарушении прав управляющей организацией при ограничении предоставления коммунальной услуги по водоотведению.
В ходе проверки установлено, что по квартире заявителя образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере более 30 тысяч рублей.
Управляющей организацией на имя заявителя направлено уведомление об ограничении предоставления коммунальной услуги по водоотведению в связи задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг.
При этом подтверждения факта и даты получения указанного уведомления в ходе проверки не представлено.
Кроме того, в уведомлении указана сумма задолженности, в которую включена задолженность по оплате всех видов жилищно-коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, наем, радио и оповещение, антенна, запирающее устройство, газ).
В нарушение п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила) сумма задолженности по коммунальной услуги – водоотведению, предоставление которой ограничивает управляющая организация, не установлена. О наличии задолженности по оплате указанной коммунальной услуги перед управляющей организацией в уведомлении не указано.
Кроме того, п.п. а) п. 119 Правил определен 20-дневный срок со дня получения потребителем предупреждения (уведомления) о предстоящем ограничении предоставления коммунальной услуги, в течение которого потребитель может оплатить образовавшуюся задолженность; по истечение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему коммунальной услуги может быть ограничено.
Учитывая, что не имеется подтверждения получения жителями квартиры уведомления, указание в данном документе об ограничении водоотведения по истечении 3 дней с момента получения предупреждения об оплате задолженности, противоречит требованиям п. 119 Правил.
Также в ходе проверки установлено, что управляющей организацией и заявителем заключено соглашение о погашении задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, составлен график отплаты задолженности. Однако несмотря на наличие указанного соглашения в квартире заявителя установлено локальное устройство, ограничивающее водоотведение.
Вместе с тем, исходя из требований п.п. 117, 118 Правил ограничение предоставления коммунальной услуги возможно в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В связи с указанными нарушениями при ограничении предоставления коммунальной услуги по водоотведению в адрес управляющей организации внесено представление, по результатам рассмотрения которого 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Выявленные нарушения устранены.
В настоящее время работа в указанном направлении продолжается.